Что изменилось в связи с падением курса гривны для страхователей, каким образом регулируются теперь страховые случаи, и что в связи с этим советуют эксперты - узнавал Prostobank.ua

Лариса Шинкаренко, директор по развитию региональных продаж СК "АСКО-Медсервис"

Что изменилось в связи с падением курса гривны для страхователей, купивших полисы до скачков курса?

Самый актуальный вопрос для страхователей, заключивших КАСКО, - это приведение страховой суммы по договору в соответствии с рыночной стоимостью транспортного средства.

На момент заключения КАСКО клиент и страховая компания фиксируют в договоре стоимость авто в гривнах. При этом все автомобили импортируются в Украину или "собираются" из импортных деталей. Автомобильные детали и материалы для восстановительного ремонта также "привязаны" к росту доллара.

Таким образом, страховая сумма в гривневом эквиваленте (определенная при заключении договора страхования) может быть меньше, чем рыночная стоимость авто (при росте курса доллара) через некоторое время после заключения договора КАСКО.

Каким образом теперь регулируется вопрос подорожавшего из-за курсовой разницы ремонта (восстановления) авто в случае наступления страхового случая?

При наступлении страхового случая в компании определяют рыночную стоимость авто на момент страхового события. Если клиент не проводил дострахование своего автомобиля (с целью приведения страховой суммы к рыночной стоимости), страховая компания будет выплачивать возмещение в пропорции. Клиент вынужден будет доплачивать за ремонт автомобиля собственные средства.

Например, на дату заключения договора страховая сумма составила 200 000 грн., что соответствует 11 111 долл. (курс - 18 грн./долл.). При наступлении ДТП курс - 29 грн./дол. Рыночная стоимость авто - 322 222 тыс. грн. Страховая компания несет ответственность за 62% ущерба (200 000/322 222=0,62). Клиент будет доплачивать 38% от суммы ущерба.

Что еще нужно знать покупателям КАСКО в связи со снижением курса гривны к доллару?

Еще раз акцентируем внимание, что необходимо достраховывать автомобиль, чтобы страховая сумма соответствовала рыночной стоимости.

Также нужно помнить, что получение выплаты всегда связано с определенными процедурами (экспертиза поврежденного автомобиля, минимальный срок рассмотрения дела в страховой компании), за время проведения которых может произойти очередной "скачок" доллара.

Поэтому после осмотра автомобиля экспертом страховой компании и согласования суммы ремонта с отделом урегулирования убытков, клиент сам может начинать ремонт. Например, оплатить стоимость деталей, чтобы избежать их удорожания. Учтите, что время доставки некоторых деталей может достигать месяц и более.

Виктория Волошина, председатель правления СК "НОВА"

Что изменилось в связи с падением курса гривны для страхователей, которые покупали полис ранее?

В связи с ростом курса иностранных валют существенно подорожали автомобили в гривневом эквиваленте. Соответственно, автовладельцам необходимо увеличить страховую сумму в договорах страхования КАСКО и доплатить страховой платеж, чтобы автомобиль был застрахован на полную стоимость.

Если этого не сделать и произойдет страховое событие, то выплата будет произведена в пропорции (так как условия договоров страхования отличаются, то более точную информацию по данному вопросу клиенту лучше уточнить у своего менеджера).

Каким образом теперь регулируется вопрос подорожавшего из-за курсовой разницы ремонта (восстановления) авто в случае наступления страхового случая?

В договорах большинства страховщиков включена так называемая валютная оговорка. При определенных изменениях курса валюты прописана необходимость доплаты страхового платежа с целью увеличения страховой суммы до рыночной стоимости автомобиля.

Мы понимаем, что скачок курса был настолько резким, что не все клиенты успели обратиться к нам для оформления дополнительного соглашения. В нашей СК индивидуальный подход к каждому страхователю: если мы сотрудничаем несколько лет, ранее не было страховых случаев и/или клиент застрахован по нескольким видам страхования, то выплата по страховому событию производится в полном объеме, даже если владелец договора КАСКО не успел заключить дополнительное соглашение о повышении страховой суммы.

Что еще нужно знать покупателям КАСКО в связи со снижением курса гривны к доллару?

Как упоминалось выше, основной момент - это соответствие страховой суммы в договоре рыночной стоимости автомобиля.

Тарифы, как правило, остались на прежнем уровне, но цены на страховые услуги в гривневом эквиваленте возросли. Поэтому рекомендуем клиентам, у которых нет возможности оплачивать комплексные договора страхования, рассмотреть сокращение некоторых опций или остановить свой выбор на программе экспресс-страхования, которая защитит от риска ДТП.

В связи со сложившейся ситуацией можно также обратиться к своему страховщику для рассмотрения возможности введения более лояльной рассрочки страховых платежей по договору страхования.

Например, заключая договор, клиент планировал оплатить его двумя платежами, сегодня он может обратиться к своему менеджеру и договориться о ежеквартальной оплате и т.п.

Джерело: Prostobank.ua

В ГАИ МВД Украины напомнили о упрощающем механизме оформления ДТП с незначительными последствиями путем составления Европротокола. Документ направлен на приведение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, с международными стандартами страхования и урегулирования убытков.

Об этом сообщили в пресс-службе ведомства. Европротокол - специальный бланк унифицированного по всей Европе образца, который заполняется водителями-участниками ДТП на месте аварии. В украинском законодательстве он определен как "Сообщение о ДТП". В дальнейшем оно становится основанием для выплаты страхового возмещения потерпевшей в ДТП стороне.

Руководители транспортных средств, попав в аварию, могут воспользоваться Европротоколом только при наличии следующих обстоятельств:

  • Участниками ДТП являются только обеспеченные полисом ОСАГО транспортные средства,
  • Отсутствуют травмированные (погибшие) люди,
  • Водители этих транспортных средств договорились об обстоятельствах совершения ДТП,
  • У водителей отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов.

Если водители воспользовались Европротоколом путем обоюдного его оформления и подписания, то они:

  • Имеют право покинуть место ДТП,
  • Освобождаются от обязанности информировать Госавтоинспекцию МВД Украины о наступлении ДТП,
  • Освобождаются от административной ответственности, предусмотренной за причинение ДТП.

Отметим, что при использовании Европротокола, сокращается время для освобождения проезжей части от поврежденных автомобилей. Таким образом решаются проблемы пробок в крупных городах. В частности, представители страховых компаний разъясняют, что законом четко определено, что страховщик обязан обеспечить страхователя бланком Европротокола. Предполагается, что бланки должны выдаваться автовладельцам бесплатно при заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Если страхователь использует свой бланк, то он может обратиться к своему страховщику за новым.

Если произошло ДТП по результатам которой был заполнен Европротокол, то участники аварии должны не позднее трех рабочих дней с даты аварии обратиться со своим экземпляром заполненного документа к страховщику, с которым заключали договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Джерело: Репортер

Наверняка вы слышали в новостях о том, как страховые компании (далее - СК) периодически покидают рынок автострахования. Какие-то названия нам незнакомы, а какие-то были на слуху. На сегодня из около 400 зарегистрированных СК Украины - членами МТСБУ являются около 65. Значит, оставшиеся не занимаются вообще продажами ОСАГО либо же выступают агентами (посредниками) у других СК по этому направлению, но на полисе всё равно должна стоять печать компании, имеющей лицензию на данный вид страхования.

Рынок страхования Украины стремится к цивилизованному уровню. В поддержку евроинтеграции выступают тысячи человек, в том числе и в Харькове.

С 2015г. планировалось внести законодательные изменения в Закон об ОСАГО о внедрении прямого урегулирования страховых событий (Италия, Россия, Беларусь, Франция, Бельгия). То есть общаться со страховой компанией виновной стороны - пострадавшему не понадобится, так как он будет получать выплату от той СК, чей полис он приобрел. В связи с этим с рынка уйдёт ещё ряд компаний. Но, пока всё без изменений.

Какие СК остались без лицензии ОСАГО в Украине за прошедшие 2012, 2013, 2014, 2015 гг.?

2013-2015 годы прошли в этом направлении очень активно - не только малоизвестные страховые компании, но и нашумевшие бренды лишились лицензии на ОСАГО по разным причинам, как добровольно, в связи с законодательными изменениями, так и в принудительном порядке по финансовым либо иным негативным факторам. В связи с этим можно составить "черный список страховых компаний Украины", постоянно пополняющийся новыми кандидатами:

  • СК Крымская (2013)
  • СК Лафорт (2013)
  • СК Транс-гарантия (2013)
  • СК Каштан (2013)
  • НФСК Добробут (2013)
  • СК Укрнафтатранс (2013)
  • СК Лемма (2013)
  • СК Провита (2013)
  • СК Энергорезерв (2013)
  • СК Страховой капитал (2013)
  • СК Крона (2013)
  • СК Укоопгарант (2013)
  • СК Металург (2013)
  • Городская страховая компания (2012)
  • СК РАЙП (2012)
  • АСК ИнтерТрансПолис (2012)
  • Украинская экологическая СК (2012)
  • СК Инкомстрах (2013-2014)
  • СК Статус (2013-2014)
  • СК Наста (март 2014)
  • СК Остра (март 2014)
  • СК Астарта (апрель 2014)
  • СК ЭйЭмДжи Групп (апрель 2014)
  • СК Лемма Сити Сервер (апрель 2014)
  • СК Укргазпромполис (апрель 2014)
  • СК Нефтегазстрах (апрель 2014)
  • СК ИнтерЭкспресс (апрель 2014)
  • СОсДО Гарантия (14.08.14)
  • СК Страховой Украинский Дом (03.10.14)
  • УСК "Гарант-авто (23.12.14)

Джерело: strakhovka.in.ua

Стоит ли страховать грузоперевозку и как это делать, рассказывает старший специалист имущественного отдела страхового брокера BritMark Екатерина Петренко:

Страхование перевозки грузов — необходимость для всех сфер деятельности, от розничной торговли до тяжелой промышленности. И, естественно, каждый владелец перевозимого груза желает обеспечить его полную защиту и заключить договор страхования, который покроет все возможные убытки при транспортировке.

Стоит заметить, что страховать груз не всегда целесообразно. Если страхование грузоперевозок в общей сложности обходится вам дороже максимальной стоимости груза в одном транспортном средстве, в страховании просто не будет смысла. В случае полного уничтожения груза вам будет выгодней восстановить его самостоятельно. Решение нужно принимать только детально изучив историю убыточности, способ транспортировки, особенности груза и другие факторы.

Когда вы выбираете, какой способ использовать для страхования груза, в первую очередь учитывайте количество планируемых перевозок. Если в течении года их будет меньше десяти, подойдет вариант страхования каждой грузоперевозки отдельным договором. Если же планируемый объем перевозок больше, то вам будет выгодней заключить генеральный договор страхования грузов на год.

Первый способ трудозатратней: нужно предоставлять информацию по каждой перевозке перед ее началом, потратить время на согласование, вычитку, проверку текста договора и контролировать документооборот.

В случае со вторым способом вы сэкономите не только время, но и деньги, так как тарифы по второму варианту страхования ниже из-за объема сделки.

Важно, чтобы страхователем выступала та компания, которой принадлежит груз или ответственная за него согласно документам. Иначе вы можете не получить страховое возмещение. Если грузом владеет несколько компаний, в страховом договоре можно указывать нескольких страхователей. Но обязательно согласуйте этот момент со страховой компанией, поскольку не все страховщики согласны осуществлять страхование грузовых перевозок на таких условиях.

Страхование грузов при международных перевозках предполагает, что страхователем может являться компания — нерезидент Украины. Но только в том случае, если маршрут следования пролегает через украинскую территорию.

Сразу отметим, что страхование международных перевозок имеет и другие нюансы. Один из них заключается в том, что страховые компании не осуществляют страхование груза, если в маршруте указана страна, на которую распространяются санкции ООН (Ливия, Куба, Иран и другие).

Страхование перевозимых грузов предусматривает три вида покрытий:

ICC A — покрытие на базе All Risks ("все риски"), обеспечивает полное страхование груза и компенсацию по всем страховым случаям, кроме отдельных исключений.

ICC В и ICC С — это покрытия на базе "поименованных рисков". Они покрывают убытки только по определенным группам рисков.

Заметьте, что в эти покрытия не входит такая группа рисков, как "противоправные действия третьих лиц". А значит, они не покрывают кражу и грабеж.

Выбор покрытия зависит от того, какой груз вы перевозите, по какому маршруту и каким транспортом. Нюансов достаточно много, но своим клиентам я рекомендую не экономить и страховаться на базе ICC A, а также купить расширяющие покрытие опции.

Не лишним будет дополнить страхование груза покрытием убытков, понесенных при погрузке и разгрузке. За небольшую доплату вы будете уверены, что ваш груз защищен не только в пути, но и при погрузке/разгрузке.

Стандартный полис страхования грузов не предусматривает покрытие ущерба во время промежуточного хранения на складе, несмотря на высокую вероятность простоя груза в порту или на таможне. Это расширение наиболее актуально для страхования международных перевозок.

Теперь самое главное — оплата. Есть несколько схем по оплате страхования грузовых перевозок:

  • 100 % предоплата. Премия рассчитывается исходя из планируемого оборота перевозок. В конце срока действия договора подписывается акт сверки. Если годовой объем перевозок больше, чем планируемый необходимо будет доплатить. Возможность возврата неиспользованной премии, если планируемый объем грузов не был перевезен, нужно обсуждать в каждом отдельном случае.
  • Авансовая оплата страховки по планируемым перевозкам: за месяц, за квартал или за год. В этом случае сверка будет осуществляться по истечению указанного срока. Остаток неиспользованной премии в конце срока действия договора также можно вернуть, если отдельно договориться об этом со страховщиком.
  • Оплата каждой перевозки в отдельности перед ее началом. Выбор варианта оплаты, опять же, зависит от объемов перевозок.

Джерело: ДЕЛО