17 сентября страховой рынок Украины отмечает День Страховщика. Именно в этот день в 1993 году был создан первый уполномоченный орган страхового надзора Независимой Украины.

До этого неофициально День страховщика в Украине отмечали 6 октября.

С обретением Украиной Независимости экономические и социальные преобразования обусловили необходимость построения адекватной системы страхования, которая бы стала надежной защитой для юридических и физических лиц от материальных потерь, вызванных стихийным бедствием, несчастным случаем или другими рисковыми обстоятельствами.

Периодом создания страхового рынка Украины считается начало 90-х годов прошлого века. В течение 1991-1993 годов возникли первые частные страховые компании, положившие тотальной монополии Госстраха.

Среди первых страховщиков были: Авиагарант, Алькона, АСКА, АСКО-Вега, АСКО-Донбасс Северный, АСКО-Медсервис, Астро-Днепр, Аура, Бусин, Варта, Велта, Галинстрах, Гарант-Авто, Гарантия, Грандвис, Грандсервис, ГАСК, ДИСКО, Дия, Днестр, Эдем, Европолис, Инстрах, Интер-Полис, Интер-Риск, Инпро, Инспол, Кассандра, Крым-АФЕС, Крымская страховая компания, Львов-Терен, Меркурий М, Мир, Мономах, Надежда, Новый Днепр, Одесская региональная страховая компания, ОЛВИ, Омета-Инстер, Оплот, Орбита, Остра-Сумы, Партнер, Приднепровье, Риск, Рокада, Росток, Саламандра, Салюс, Скайд, Скайд-Вест, Скайд-Донбасс, Скарбныця, Скиф, Скифия, Славия, ТАСП-Гарантия, Терен, Укрсоцстрах, УПСК, Фактотум, Черноморское страховое общество и др.

Многие из этих страховых компаний оказались на грани банкротства, в основном вследствие слабой правовой базы, недостаточной капитализации и отсутствия сформированных должным образом страховых резервов.

10 апреля 1992 была создана Лига страховых организаций Украины. Учредительный договор подписали руководители четырех страховых организаций: С.Г. Груша, председатель правления Укргосстраха; И.Э. Масалов (ему принадлежит идея так назвать это объединение страховщиков), председатель правления СК "Саламандра"; В.П. Махно, председатель правления СК "Энергополис" и В.И. Камшиков, председатель правления СК "Украина". Деятельность этого объединения страховщиков было сосредоточено на формирование правовых оснований развития страхования в Украине и выработки общего мнения страховщиков по решению проблемных аспектов формирования страхового рынка.

10 мая 1993 был издан Декрет Кабинета Министров Украины "О страховании", который положил начало созданию цивилизованной системы страхования в государстве. Согласно Декрета введено лицензирование страховой деятельности, систему отчетности страховщиков и методы государственного регулирования страхового рынка.

Впоследствии, по инициативе компаний начались работы по вхождению Украины в международную систему "Зеленая карта" и созданию Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, которое было основано в 1994 году

17 сентября 1993 был создан Комитет по делам надзора за страховой деятельностью (Укрстрахнадзор) с предоставлением ему соответствующих функций и полномочий по государственному регулированию страховой деятельности. Это был первый уполномоченный орган страхового надзора Независимой Украины, центральный орган исполнительной власти, подчинился Кабинета Министров Украины.

Таким образом, принятие специального страхового законодательства, основания и лицензирования страховщиков, создание объединения страховщиков и государственного органа страхового надзора стало основанием завершения первого этапа развития страхового рынка Украины.

За эти годы много изменилось. Сегодня Украина сделала свой Европейский выбор, а современное страхование – одна из ведущих отраслей финансовой системы Украины, которая динамично развивается.

В частности, сегодня страховой рынок является крупнейшим кредитором банковской отрасли (более 11 млрд. грн. размещены на текущих и депозитных счетах), значительным инвестором государственных ценных бумаг (2,5 млрд. грн.), действенным инструментом детенизации транспортной отрасли (2,5 млрд. грн.) и здравоохранения (1,2 млрд. грн.), активным субъектом социальных программ негосударственного пенсионного обеспечения (4 млрд. грн.) и защиты пострадавших граждан в результате ДТП и других несчастных случаев (1,2 млрд. грн.).

Страховщики платят более 1,8 млрд. грн. налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты, профинансировали более 2,4 млрд. грн. капитальных инвестиций, привлекли более 500 тыс. евро иностранных инвестиций в экономику страны.

Страховщики обеспечивают почти 50 тыс. рабочих мест, способствуют экспорта страховых услуг и интеграции Украины в международных систем.

С праздником, специалисты и руководители страховых (перестраховочных) организаций, страховые брокеры, страховые агенты, страхователи, застрахованные, государственные служащие, аварийные комиссары, аджастеры, сюрвейеры, диспашеры, актуарии, работники экономических вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области страхования.

Пять причин, по которым отказ в выплате по КАСКО со стороны страховой компании будет вполне правомерным

Иногда причины для отказа страховой компанией в выплатах по полису КАСКО бывают достаточно формальными, а ошибки страхователя – до обидного элементарными. Вот несколько распространенных причин, о которых стоит помнить, чтобы получить свои деньги от страховщика.

Неправильное уведомление о происшествии

Помните, что вы обязаны уведомить страховую компанию в устном режиме через Call-центр, а также письменно, подав заявление непосредственно в отдел урегулирования. Невыполнение одного из этих пунктов уже само по себе может стать причиной для отказа в выплате страхового возмещения. Даже если прямо с места события вы поедете в страховую компанию и напишете заявление, объяснительную записку, покажете автомобиль, предоставите все необходимые документы – позже можете получить отказ в выплате страхового возмещения по формальной причине "не сообщил в Call-центр страховой".

Обычно страховая компания дает от 3-х до 5-ти рабочих дней на подобное уведомление. Тем не менее, есть определенные ситуации, когда вы обязаны уведомить страховщика непосредственно с места события, например, если на место ДТП мы не вызываем сотрудников ГАИ.

В некоторых ситуациях обязательным условием является ожидание выезда аварийного комиссара на место происшествия. Если же вы покинете место происшествия, не дождавшись приезда комиссара – тоже рискуете получить отказ в выплате страхового возмещения.

Отсутствие техпаспорта, который хранился в "бардачке" угнанного автомобиля.

Этот пункт применим только к риску "угон", тем не менее, встречается довольно часто. В каждом договоре КАСКО четко прописано, что в случае угона автомобиля страхователь обязан предоставить ключи и техпаспорт. Действительно удобно, когда все документы на автомобиль всегда находятся непосредственно в нем.

Это снижает вероятность того, что при остановке вашего автомобиля инспекторами ГАИ у вас возникнут какие-то проблемы, связанные с отсутствием техпаспорта. Однако, если ваш автомобиль угонят вместе с техпаспортом – страховая компания законно откажет вам в выплате страхового возмещения.

"Неправильная" объяснительная записка.

Встречаются случаи, чаще всего в корпоративном сегменте, когда водитель просто хочет снять с себя вину в происшествии или пытается смягчить ее. Он может, например, написать в объяснительной записке, что ДТП произошло по причине отказа тормозов.

Но вы как владелец авто должны понимать, что отказ тормозной системы автомобиля, который привел к повреждениям, не является страховым событием. Страховая компания, скорее всего, откажет в выплате страхового возмещения. А все лишь потому, что водитель боялся штрафа, выговора или любой другой санкции по отношению к себе и в объяснительной записке указал ложную причину ДТП.

Отсутствие Акта осмотра.

Вы обязаны предоставить автомобиль для осмотра его аварийным комиссаром на момент заключения договора страхования. Отсутствие подписанного Акта осмотра является причиной для отказа в выплате страхового возмещения.

И логика страховой компании совершенно оправдана: она стремится обезопасить себя от возможности застраховать уже разбитый автомобиль, т.е. "попасть" на убыток сразу после подписания договора.

Все повреждения, выявленные на момент осмотра автомобиля, вносятся в Акт осмотра и дальнейшее обращение в страховую компанию по их поводу не является правомерным.

Просроченный платеж.

При своевременной оплате части страховых премий КАСКО по утвержденному графику, предусмотренному договором, причин для беспокойства нет. Однако если страхователь хоть на один день просрочил свой платеж – осмотр автомобиля необходимо проводить повторно.

Если же формальных причин для отказа в выплате не было, но компания не захотела выплачивать возмещение, можно предупредить компанию о вашем намерении подать иск в суд.

Для страховых компаний судебные издержки будут стоить дороже, чем простая выплата. Тем более, что в случае, если угроза не подействует, других вариантов, кроме суда, не останется. Если же страховая компания официально объявлена банкротом, необходимо подать заявление в МТСБУ.

Дело

Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг увеличила размер выплат по договору ОСАГО в 2 раза.

"В связи с повышением уровня инфляции Нацфинуслуг принято решение о повышении страховых сумм вдвое, установив страховую сумму за ущерб, причиненный жизни и здоровью в размере 200 тыс. грн и страховую сумму за ущерб, причиненный имуществу – 100 тыс. грн", – говорится в сообщении Лиги страховых организаций.

Такие размеры страховых сумм будут действовать по договорам страхования, заключенным с 1 ноября 2015 года.

FinMaidan

Учасники проекту Embedded Journalists (прикріплення журналістів до військових частин у зоні АТО) Міністерства оборони та Міністерства інформаційної політики України можуть отримати договір страхування життя та здоров'я у членів об'єднань "Асоціація страховий бізнес", "Ліга страхових організацій України", "Українська федерація убезпечення". Про це повідомляється на сайті Міноброни.

Тижневе страхування зі страховим покриттям 100 тисяч гривень у разі смерті журналіста коштує редакції приблизно 1 тисячу гривень, уточнив голова комісії зі страхування Українського товариства фінансових аналітиків В'ячеслав Черняховський.

Як відомо, страхування є обов'язковою вимогою до учасників програми Embedded Journalists. При цьому страхова сума повинна становити не менше 100 тисяч гривень або її еквіваленту в іноземній валюті за курсом Національного банку України на день укладання договору.

Заступник міністра інформаційної політики України, радник міністра оборони Тетяна Попова розповіла, що Міноборони та МIП хотіли б аби журналісти мали угоди страхування на більшу суму виплат є аж до 600 тисяч гривень, але поки цього не вдалося досягти. "Сподіваємося вирішити це питання завдяки законодавчим змінам", є каже вона.

За словами В'ячеслава Черняховського, наразі декілька компаній укладають страхові угоди з журналістами, які працюють в АТО, однак для поширення цієї практики потрібні зміни в законодавстві. "У проекті Embedded Journalists страхування проводиться як на випадок смерті, так і інвалідності та травм в результаті будь-яких поранень на території зони АТО під час виконання журналістом його професійних обов'язків. Компаній, які укладають такі угоди, небагато. Зокрема це "Альфа страхування" та "Строй поліс". Можливо, ще декілька. Паралельно йде робота над законодавством. Зміни до законів дозволять нам стандартизувати угоди, передбачити у них в кілька разів більшу суму виплат, закріпити обов'язки редакцій. Тоді компанії активніше страхуватимуть журналістів", є переконаний він.

Експерт повідомив, що наразі відбуваються консультації як всередині українського ринку страхових послуг, так і з зарубіжними партнерами, які зокрема забезпечували страховкою журналістів, які висвітлювали військовий конфлікт на Близькому Сході. За словами пана Черняховського, у випадку страхування на велику суму виплат поширеним є досвід співпраці вітчизняних компаній із зарубіжними є так званого перестрахування. Перестрахування потрібно для того, щоб у разі одночасної загибелі чи травмування кількох журналістів, застрахованих однією українською компанією, вона мала фінансові можливості виплатити суму по кожному з них.

"Однак за своїми спостереженнями можу сказати, що великі страхові компанії з іноземним капіталом, присутні в Україні, не погоджуються страхувати журналістів. Зона АТО в них стоїть під жорстким обмеженням. iноземні акціонери категорично не хочуть ризикувати і страхувати там будь-що є людей, авто, підприємства. Національні компанії активніше йдуть на зустріч, розуміючи їх соціально-політичне та людське значення", – розповів експерт.

Пан Черняховський також наголосив, що журналістам варто більше думати про власні права, не погоджуватися їхати без страховки та бути максимально обережними у зоні конфлікту.

Як уже повідомляла Тетяна Попова, у проекті Embedded Journalists беруть участь переважно іноземні журналісти саме через те, що українські редакції не забезпечують своїх працівників страховкою.

Нагадаємо, робоча група Комітету з питань свободи слова запропонувала один із варіантів законопроекту про страхування журналістів у зоні АТО. Але справа до реєстрації цього законопроекту так і не дійшла.

Більшість страховиків виступають за обов'язкове страхування всіх журналістів на невеликі суми з додатковим докуповуванням покриття для тих, хто їде в АТО. "Якщо страхувати тільки тих, хто виїжджає в АТО, то ці страховки будуть дорогими", – сказала генеральний директор асоціації "Страховий бізнес" Людмила Білошицька. Водночас заступник голови комітету Сергій Висоцький застеріг, що обов'язкове страхування всіх журналістів може зустріти спротив з боку великих медіакомпаній – це коштуватиме занадто дорого.

Тим часом 14 травня Верховна Рада ухвалила, а Президент України 8 червня підписав закон "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо посилення гарантій законної професійної діяльності журналістів", згідно з яким у разі загибелі (смерті) журналіста під час виконання ним професійних обов'язків членам його родини з державного бюджету виплачується одноразова грошова допомога в розмірі 100 прожиткових мінімумів, а в разі поранення (контузії, травми або каліцтва) йому виплачується з державного бюджету одноразова грошова допомога в розмірі до 50 прожиткових мінімумів.

Незалежна медіа-профспілка України