О ежедневной работе МТСБУ по борьбе с фальшивками

Информация о том, что в конце ноября правоохранительными органами была задержана организованная преступная группировка, занимающаяся изготовлением и распространением фальшивых полисов ОСАГО, вызвала большой интерес у журналистов, у автовладельцев, и массу вопросов. В том числе и о том, как работает служба безопасности МТСБУ, благодаря чьей совместной работе с правоохранителями и стал возможен этот успех в борьбе с засильем фальшивок.

Масштабы и актуальность проблемы фальшивых полисов ОСАГО стали особенно заметны два года назад, тогда у нас в Бюро и была создана служба безопасности.

В МТСБУ и раньше поступали обращения, жалобы украинских автовладельцев, купивших фальшивку и обнаруживших это уже при наступлении ДТП, и понимающих, что никто не может им помочь. Появилась возможность силами службы безопасности работать с такими жалобами.

Мы благодарны тем автовладельцам, кто не сложил руки, не сказал себе "все равно ничего нельзя сделать", а заявлял о таких ситуациях в Бюро, писал заявления в правоохранительные органы.

Наша служба безопасности начала анализировать этот массив обращений обманутых автовладельцев, собирать и проверять информацию о подозрительных "персонажах" среди страховых агентов, в том чисел и через интернет – были случаи, когда объявления про "оптовую" продажу фальшивых полисов просто размещались на различных сайтах.

Начали проводить работу в регионах, в первую очередь с агентами страховых компаний, которые стали оповещать службу безопасности МТСБУ о том, что к ним обращаются сомнительные личности с предложениями распространять фальшивые полисы.

Из анализа ситуации стало ясно, что нет смысла, и просто не хватит ресурсов бороться с отдельными фактами мошенничества – надо "смотреть в корень", выявлять организаторов производства и сбыта оптовых партий фальшивок. А это уже требует отлаженной системы сотрудничества не только с МВД, но и с управлением контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ. Потому что от оборота фальшивых полисов страдают все: страховые компании, государство, недополучающее налоги, и тысячи и тысячи автовладельцев.

В цифрах масштаб проблемы выглядит так: объем рынка фальшивых полисов по экспертным оценкам составляет около 10% от общего количества заключенных договоров ОСАГО. Сумма недополученных страховым рынком платежей по ОСАГО превышает 300 млн. грн. Средний уровень выплат по ОСАГО – более 30% от объема собранных премий, а это значит что страхователи не получают больше 100 00 млн. грн. страхового возмещения.

Нашей службе безопасности удалось донести до руководителей региональных подразделений СБУ важность проблемы и заручиться их содействием в работе. Сотрудники службы безопасности Бюро действительно "стучалась во все двери" правоохранительных органов, понимая, что только с их помощью можно пресечь действия мошенников. Они проделали огромную работу по информированию сотрудников правоохранительных органов обо всех нюансах функционирования системы ОСАГО, о тонкостях защиты бланков, отличия подлинных полисов от фальшивок.

Главный фактор успешной борьбы с фальшивками – хорошие, профессиональные исполнители этой работы, день за днем работающие над проблемой. Нам удалось найти в системе МВД, прокуратуры, СБУ таких профессионалов, заинтересованных в результате, дать им необходимые страховые знания и информационную, методологическую поддержку от профессионалов рынка ОСАГО.

Сейчас, после задержания участников преступной группы, нас часто спрашивают "что будет дальше?", в том числе и получат ли по заслугам задержанные.

А дальше будет самое трудное – сделать так, чтобы виновные были наказаны в установленном законом порядке, а это звено системы продажи фальшивок перестало работать. Это означает, что необходимо проработать и собрать для суда документальные подтверждения их преступной деятельности, создать доказательную базу – и значительная часть этой работы также ложится на плечи СБ МТСБУ. Важно найти и тот "печатный станок", изготавливающий фальшивые полисы. Имеется в виду, как физическая типография, где фальшивки изготавливаются, так и "мозговой центр" и связи преступной группы.

Отыскать таких людей весьма непросто – нас спрашивали, есть ли у задержанных уголовное прошлое. Нет, его нет. На первый взгляд, обычные люди "с чистой биографией", как говорили раньше, но отлично подготовленные к противостоянию с правоохранителями – здесь и постоянная смена телефонов и номеров, и знания, как поступать в случае задержания, и отличные адвокаты. Сейчас продолжаются обыски, выемки фальшивых полисов и задержания. МТСБУ, совместно с правоохранителями, продолжит постоянную работу по защите интересов страхователей и повышению доверия к страховому рынку.

Автор: Владимир Шевченко

Источник: Корреспондент

Національна комісія, що здійснює державне регулювання у сфері ринків фінансових послуг, повідомляє, що 07 грудня 2016 року Кабінет Міністрів України своєю постановою № 913 затвердив Ліцензійні умови провадження господарської діяльності з надання фінансових послуг (крім професійної діяльності на ринку цінних паперів) (далі – Ліцензійні умови).

Ліцензійними умовами встановлюються вимоги до провадження зазначеної господарської діяльності з урахуванням особливостей кожного виду діяльності, а саме: надання гарантій та поручительств, довірче управління фінансовими активами, лізинг, факторинг, залучення фінансових активів із зобов’язанням повернення, надання коштів у позику, страхування, адміністрування недержавних пенсійних фондів, придбання товарів у групах, управління майном для фінансування будівництва та/або здійснення операцій з нерухомістю.

Крім того, актом встановлено вичерпний перелік вимог, обов’язкових для виконання ліцензіатом, та вичерпний перелік документів, що додаються здобувачем ліцензії до заяви про отримання ліцензії.

Ліцензійні умови набрали чинності 10.12.2016 (опублікування в Урядовому кур’єрі, 2016, № 233).

Звертаємо увагу ліцензіатів та здобувачів ліцензій, що пунктом 2 постанови Кабінету Міністрів України від 07.12.2016 № 913 установлено, що:

  • строк, протягом якого ліцензіати, які мають ліцензії Нацкомфінпослуг на провадження господарської діяльності з надання фінансових послуг (крім професійної діяльності на ринку цінних паперів), повинні привести свою діяльність у відповідність з вимогами пунктів 21 – 99 Ліцензійних умов і подати до органу ліцензування документи та відомості, визначені частиною третьою статті 15 Закону України "Про ліцензування видів господарської діяльності", становить два місяці з дня опублікування цієї постанови (крім абзацу другого пункту 28 Ліцензійних умов, строк приведення своєї діяльності у відповідність з яким для ліцензіатів становить 12 місяців з дня опублікування цієї постанови).

Ліцензійні умови в частині, що стосується суб’єктів господарювання, які провадять діяльність з надання послуг з фінансового лізингу, надання коштів у позику, в тому числі на умовах фінансового кредиту, надання гарантій та поручительств, надання послуг факторингу та довірчого управління фінансовими активами та внесені до дня набрання чинності цією постановою до Державного реєстру фінансових установ або реєстру осіб, які не є фінансовими установами, але мають право надавати окремі фінансові послуги, застосовуються через шість місяців з дня набрання чинності цією постановою. Орган ліцензування приймає від зазначених суб’єктів господарювання документи, визначені абзацами третім – п’ятим пункту 18 та абзацом третім підпункту 6 пункту 19 Ліцензійних умов, та приймає рішення, передбачені статтями 12 і 13 Закону України "Про ліцензування видів господарської діяльності", з дня набрання чинності цією постановою.

Джерело: Нацкомфінпослуг

Как финансовое моделирование убеждает страховые компании присоединяться к системе прямого урегулирования

С 1 декабря заработала система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по страховым событиям сфере ОСАГО. Это крайне нужный и полезный механизм для страхователей. А сами страховщики отлично понимают, что прямое урегулирование – это сильное конкурентное преимущество для их бизнеса, поэтому запуск проекта вызвал активный интерес участников рынка. На сегодня 17 компаний подписали Соглашение по прямому урегулированию.

Но у страховщиков, которые еще не присоединились к системе ПУУ, есть вопросы о том, как будет происходить финансовое взаимодействие, в частности, взаиморасчеты в рамках системы. В интересах всего рынка, чтобы к ней присоединилось как можно больше компаний, в идеале – все участники Бюро. Поэтому МТСБУ проводит активную разъяснительную работу обо всех аспектах функционирования системы. Недавно в МТСБУ мы провели круглый стол по финансовым и налоговым вопросам прямого урегулирования, а также я выступил с докладом на эту тему.

Ниже я дам необходимые разъяснения, как будет выглядеть процесс взаиморасчётов между страховыми компаниями и рассеять сомнения части коллег по рынку – нужно ли к системе ПУУ присоединиться.

Итак, коротко напомню, что для упрощения понимания процесса взаиморасчетов между СК проведена следующая классификация убытков.

По нашим прогнозам, основанным на статистических данных прошлых периодов, примерно 85% убытков (~77 тыс. страховых случаев в год) соответствуют критериям прямого урегулирования. При этом 90% от этого общего количества убытков (почти 70 тыс.) будет относиться к классу 1, т.е. попадать под взаиморасчеты по средним значениям. И только 10% убытков будут урегулироваться по фактической сумме выплаты.

Как именно будут происходить определение средних значений для взаиморасчётов между страховщиками в системе ПУУ?

  1. На заседании Совета участников системы ПУУ с помощью электронного генератора случайных чисел выбирается число Т в диапазоне от 10 до 90. Результат выбора подтверждается подписями всех участников заседания.
  2. В зависимости от результата выбора, все убытки, которые попадают в расчетную сессию, делятся на 2 или 3 диапазона.

    Если случайное число от 31 до 69 – убытки делятся на два диапазона.

    Если случайное число – от 10 до 30 или от 70 до 90, то убытки делятся на три диапазона.

    Для каждого из диапазонов определяется среднее значение.

  3. Случайное число Т и рассчитанные соответствующие средние значения сохраняются в справочнике ЦБД МТСБУ. Информация из справочника доступна для всех страховщиков-членов МТСБУ.

Давайте рассмотрим это на примере:

  1. Убытки сортируются по возрастанию.
  2. Генерируется случайное число Т (например, 15). Число 15 < 30 поэтому будет три диапазона.
  3. Определяются границы диапазонов:

    50000*15%=7500

    50000*85%=42500

    Диапазон 1: до 7500 грн. включительно

    Диапазон 2: от 7500 до 42500 грн. включительно

    Диапазон 3: от 42500 до 50 000 грн. включительно

  4. Определяются средние суммы страхового возмещения в каждом из диапазонов на основе фактических данных о произведенных выплатах в этом периоде.

И, разумеется, мы промоделировали взаиморасчёты между теми 17 компаниями, которые входят в систему ПУУ, на основе данных прошлых периодов, взятых из ЦБД МТСБУ, чтобы убедиться, что предложенная модель взаиморасчетов по средним убыткам не содержит существенных отклонений от реальных цифр выплат.

Посмотрим на результаты моделирования. Компании-участники системы были разбиты на группы по количеству страховых событий, которые они урегулируют в течение месяца.

Что же обозначают эти цифры? Они говорят о том, что отклонения рассчитанных компенсаций от величины фактических выплат не зависят от группы, к которой принадлежит компания. В колонках с максимальными и минимальными отклонениями есть и компании, которые проводят более 500 выплат в месяц, и такие, у которых их менее 100. Отклонения зависят от количества диапазонов и их размеров, но самое главное – от автомобилей, для которых рассчитывается ущерб, и от политики урегулирования убытков страховщиком. Естественно, чем больше расчетных периодов, тем меньше накопительная величина отклонений. Как видно из таблицы, уже за 7 месяцев среднее отклонение во взаиморасчетах составило бы всего 0,74%.

Я надеюсь, что МТСБУ с "цифрами в руках" смогло убедить тех страховщиков, кто еще не вступил в ПУУ, или заставить их задуматься о планах на вступление в систему. И чем больше страховщиков в нее войдет, тем большее количество потерпевших получат возможность своевременно и с должным уровнем сервиса получить выплату в своей страховой компании в рамках системы прямого урегулирования.

Как присоединиться к системе прямого урегулирования?

  • Страховщик, который намерен присоединиться к Соглашению о ПУУ, предоставляет в МТСБУ подписанные со своей стороны 2 экземпляра акта о присоединении, оптимально это сделать до 15 числа текущего месяца
  • В течение 2 рабочих дней МТСБУ проведет расчёт (в соответствии с Положением о ПУУ) суммы неснижаемого остатка на специальном счете, проанализирует размер базового гарантийного взноса в ФЗП и дополнительных гарантийных взносов ДВ1 и ДВ2, и согласует со страховщиком метод формирования целевого дополнительного гарантийного взноса (ДВ3)
  • После определения метода формирования ДВЗ в течение двух дней подписывается заявление на его формирование
  • Открывается специальный счет в расчётном банке и формируется ДВ3 путём пополнения этого счета
  • Через три дня после пополнения счета страховщик включается в реестр страховщиков-участников соглашения о прямом урегулировании и начинается работа по настройке информационной системы страховщика для работы в условиях ПУУ. Мы не ставим ограничений по срокам для этой работы, понимая, что у каждой компании эти процесс разной степени сложности и требуют разного времени на их адаптацию к работе в системе ПУУ.

Система ПУУ – открытая, и любая компания-член МТСБУ может присоединиться к ней. Мы ждем новых участников и рассчитываем на качественное выполнение ими своих обязательств перед клиентами.

Автор: Владимир Шевченко

Источник: Корреспондент

В условиях тотальной страховой "зради" появился луч света, который позволит гражданам определить где страховаться можно, а где нельзя.

Вот уже 11 лет в Украине все водители обязаны страховать свою ответственность. И за все это время определить надежность страховой компании можно было только пост-фактум – когда страховщик исчезает или потерпевшие в ДТП массово получают отказы в выплатах. При этом официальные отчетности страховых компаний (в том числе исчезнувших) всегда отражают положительные тенденции и обещают "светлое будущее".

И вот свершилось невиданное – в августе 2016 года объединение страховых компаний МТСБУ опубликовало информацию о том, как страховщики выполняют свои обязательства по полисам "автогражданки"

И в этой статистике есть один простой, но ключевой показатель, который позволяет обычному человеку понять какой страховой компании можно доверять. Обратите внимание на колонку №8 – в ней указан средний срок выплаты с момента ДТП. Вашего внимания стоят только страховые компании, которые выплачивают в пределах 90 дней. Такую скорость выплаты могут обеспечить только те, кто к своим финансовых обязательствам относятся более чем серьезно и понимают, что без выплат они не построят свою репутацию, как надежного страховщика. У таких страховых компаний можно покупать не только "автогражданку", но и другие страховые продукты (КАСКО, страхование имущества и т.д.).

По этой ссылке список страховых компаний приведен в систематизированный рейтинг.

Почему 90 дней? В законе про ОСАГО указано, что страховщик должен сделать выплату в течение 90 дней с момента подачи потерпевшим в СК полного пакета документов. Но страховщики часто манипулируют этим положением и постоянно просят от людей донести дополнительные документы. Поэтому и публикуется показатель 90 дней с момента ДТП – такая оценка более объективно отражает отношение страховщика к своим обязанностям.

Почему только 11 компаний из 56 укладываются в этот срок? Просто большинство страховщиков умеют продавать много полисов, но не имеют желания или умения настроить систему урегулирования так, чтобы выплачивать потерпевшим и клиентам в срок и в полном объеме. Также, задержки с выплатами связаны и с недостатком резервов – до 40% собираемых от "автогражданки" денег уходит на комиссии агентам.

Остальные показатели всего лишь статистика, и она не демонстрирует качество работы страховой компании.. Например, большая сумма выплат еще не означает что страховщик хорошо выплачивает – в определенный период могли быть сделаны выплаты за ДТП двух-трех летней давности.

Напрашивается однозначный вывод: нужно менять систему государственного регулирования страхового рынка, иначе закон об ОСАГО потеряет свое социальное значение. А ведь впереди обязательное медицинское страхование, которое коснется не только 7 млн автовладельцев, а всех граждан Украины. И входить в такой вид страхования с нынешним страховым рынком будет означать тотальный обман всей страны.

Автор: Юрий Чунихин

Новое время