Соглашение о безвизовом режиме – достижение для всей Украины, однако оно не решает всех проблем украинских путешественников. Все еще имеется несколько вызовов, над которыми мы в Украине должны еще поработать.

Введение безвизового режима стало, пожалуй, самой позитивной новостью лета. Но не все прошло гладко.

Страховка не обязательна, но все еще важна

Страховой полис раньше требовали при оформлении визы во многие страны. После введения безвиза почти никто не напоминает путешественникам о необходимости страхования.

Обязательна страховка только для тех, кто путешествует на личном авто: у них пограничники потребуют полис страхования гражданской ответственности, так называемую "грин карту" для авто. А вот для пересечения границы на самолете, поезде или автобусе страховка не требуется.

Некоторые оформляют полис, чтобы избежать лишних расспросов на границе. То есть, люди страхуют жизнь и здоровье, лишь бы их только не развернули пограничники. Хорошо, если хотя бы так.

На самом деле страхование действительно необходимо, и не для галочки. Советую оформлять страховку всем, включая полис для ребенка, и при этом внимательно изучать условия.

Разные страховые компании и банки компенсируют различные затраты: лечение за рубежом, долечивание дома, транспортировку в зарубежные и украинские клиники, срочные стоматологические услуги, финансовые потери при несчастном случае, отмену рейса.

Комбинации везде разные, как и объемы выплат и цены.

В любом случае, страхование совсем не дорого стоит, по сравнению с затратами на лечение за границей. Да, скорее всего, лечение и не понадобится, но это тот случай, когда лучше "подстелить соломки".

Автор: Екатерина Боровская

Источник: FINANCE.UA

За последние два года общее качество государственных медуслуг ухудшилось. Согласно опросу группы «Рейтинг», проведенному в июле-августе 2017 года, 47% респондентов заметили ухудшения. И лишь 10% посчитали, что лечить стали лучше.

По данным исследования, подавляющее большинство опрошенных (71%) больше доверяет советам по лечению от родственников и друзей. Почти такое же высокое доверие в плане советов по лечению украинцы выражают и к медработникам: врачам скорой помощи (68%), медсестрам (66%), фармацевтам и аптекарям (65%), семейным врачам и терапевтам (63%).

У абсолютного большинства опрошенных (93%) отсутствует частная медстраховка. Возросло и количество тех, кто утверждает, что лечение для них и их семьи обходится очень дорого: с 39% в октябре прошлого года до 61%.

Источник: Вести

Как наиболее важные технологические тренды в страховании отражены на украинском рынке ОСАГО

Страхование – одна из наименее "оцифрованных", технологически продвинутых сфер бизнеса. Консалтинговой компания KPMG в своем отчете за 2016 г. отмечает, что страховая индустрия долго использовала устаревшие IT-технологии и только сейчас готова к существенным преобразованиям в этой области. Технологические вызовы – актуальнейший вопрос не только для украинского рынка страхования, а буквально для всей отрасли в мировом масштабе.

О важности внедрения технологических инноваций в страховании говорит и исследование компании McKinsey: существует четкая связь между инвестициями в IT и уровнем дохода страховщиков. Высокотехнологичные страховые компании увеличили доходы за прошлый год в среднем на 6,2% по сравнению с 3,4% у остальных игроков отрасли.

В мировых масштабах ситуация очевидна – страховщики либо увеличивают вложения в технические инновации, либо начинают проигрывать – как более продвинутым коллегам по рынку, так и стартапам сегмента так называемого InsurTech.

Давайте посмотрим, какие наиболее важные технологические тренды наблюдаются в мировой практике страхования, и какое отражение они находят в реалиях украинского рынка ОСАГО.

1. Омниканальные коммуникации.

Первое, что отмечают зарубежные эксперты – это тенденция привлечения клиентов и поддержания взаимодействия с ними через омниканальные коммуникации. Омниканальность – интеграция разных каналов коммуникаций (и он-лайновых, и оф-лайновых) в единую удобную для клиента среду.

Во многом это связано с тем, что клиентами страховщиков становятся молодые люди, не мыслящие своей жизни без различных гаджетов. Такие молодые клиенты, по американским данным, в 2,5 раза чаще взаимодействуют со своей страховой компанией через социальные сети, и в 2 раза чаще – с помощью мобильных устройств, чем более взрослая часть населения.

Поэтому мировой тренд в страховании – ориентированные на клиента каналы коммуникации с задействованием всех типов гаджетов, обеспечивающие оперативность и удобство взаимодействия клиента с компанией.

Приятно отметить, что в этом же направлении работают и многие украинские страховые компании – уже не редкость начать общение со страховой компанией, задав например, вопрос через форму обратной связи на сайте, получить ответ в мессенжер, а продолжить общение через социальную сеть. На очереди – запуск чатботов, которые возьмут на себя значительную часть функций сотрудников колл-центров.

МТСБУ также активно внедряет эту модель в жизнь: у нас работают, как традиционные каналы общения с получателями регламентных выплат (личные обращения, контакт-центр), так и более информационно продвинутые. Например, получать регулярную информацию о ходе подготовки документов для выплаты возмещения можно через личный кабинет пострадавшего, а задать вопрос или получить оперативную консультацию – через страницу Бюро в социальной сети Facebook.

2. Так называемая "брокерская дезинтеграция", говоря простыми словами – тенденция к тому, что потребители в развитых странах хотят приобретать полисы страхования без посредников, напрямую у страховых компаний, будь то он-лайн или оф-лайн покупка.

Более 32% потребителей США в целом и 50% в возрасте до 25 лет отметили в ходе исследований, что они предпочитают приобретать полис страхования напрямую у страховщика.

К сожалению, этот важный тренд пока плохо приживается на нашем рынке ОСАГО. Множество автовладельцев по-прежнему предпочитают заключать договор не просто у посредника, страхового агента, а пренебречь своей финансовой безопасностью и купить полис, например, у человека в припаркованном возле дороги автомобиля, не проверив самых элементарных вещей, например, права конкретного агента заключать договор от имени конкретной компании.

Кроме того, система продажи через страховых агентов, в таком виде, как она есть сейчас в украинском сегменте ОСАГО, представляет существенную угрозу финансовой стабильности, как отдельных компаний, так и всего рынка ОСАГО. Запредельно завышенные агентские комиссии (у отдельных компаний они достигают 45-50% и даже более процентов) не оставляют страховщикам достаточного финансового ресурса для формирования страховых резервов, необходимых для своевременных и в полном объеме выплат пострадавшим.

Приведение практики работы агентов и выплаты комиссионных вознаграждений в законодательное русло – важнейший вопрос, который сейчас активно прорабатывается в Моторном Бюро. Рассчитываем, что и запуск системы "электронный полис", запланированный на конец этого года, поможет нам постепенно изменить к лучшему ситуацию в обоих направлениях: бороться с огромными, необоснованными агентскими комиссиями и выработать у потребителя привычку заключать договора ОСАГО через интернет, напрямую со страховщиком – это быстро, удобно и исключает всякий риск приобретения фальшивого полиса.

3. Анализ и обработка массивов клиентских данных.

Технологически продвинутые зарубежные страховые компании располагают огромным количеством данных о своих клиентах, что позволяет им оценивать персональные риски для каждого страхователя.

Для ОСАГО, например, это означает учесть факторы, связанные с активностью и условиями использования конкретного транспортного средства, пробегом, манерой вождения и т.п.

Важный вопрос, который поднимают зарубежные эксперты, и который волнует миллионы страхователей – как распоряжается страховая компания полученными о клиенте персональными данными и информацией?

Такого рода обеспокоенность есть и у некоторых наших автовладельцев. С одной стороны, по отношению к страховщикам она не совсем обоснованная – сейчас более чем достаточно информации о нас, наших потребительских привычках, личных данных есть, например, у операторов мобильной связи или банков, чем у страховой компании – но у большинства это не вызывает тревоги.

С другой стороны, в страховании есть большая проблема доверия клиентов к рынку в целом и страховым компаниям, не только и не столько в узком вопросе использования персональных данных. Это не проблема новых технологий, это общая проблема рынка, которую во многом усугубляют сами страховщики – затягиванием сроков выплат, попытками безосновательно уменьшить их размеры, исчезновением с рынка компаний, не выполнивших своих обязательств перед клиентами.

Если рынок ОСАГО хочет двигаться вперед технологически, то он должен развивать не только технологии как таковые, но и основу основ страхования – максимальное доверие между клиентом и страховщиком. Прежде чем стать современной высокотехнологичной компанией, каждый страховщик должен стать бизнесом, качественно выполняющим свои обязательства перед клиентами.

4. Массовые и масштабные возможности автоматизации бизнес-процессов.

По разным оценкам, на процессы, выполняемые вручную, приходится до 40% затрат страховой компании. Оцифровка этих процессов может снизить данный показатель вдвое. А сокращение расходов на ведение дел – это снижение тарифов, возможности больше инвестировать в современные сервисные технологии.

Так, например, происходит с внедрением электронного полиса – запуск этой инновации нацелен не только на удобство клиента, который сможет заключить договор ОСАГО, не выходя из дома или офиса, но и на сокращение расходов страховых компаний по приобретению бумажных бланков, логистике и прочему администрированию при работе с ними.

МТСБУ также поставило цель стать максимально эффективной организацией при помощи современных IT-решений: мы начинаем работу над проектом электронного документооборота, который позволит сократить затраты времени и ресурсов на администрирование бумажного делопроизводства. Безбумажный документооборот позволит нам быстрее обслуживать получателей регламентных выплат, наладить максимально оперативную и эффективную коммуникацию со страховщиками-членами МТСБУ, в том числе и с использованием электронно-цифровых подписей на документах.

5. Интернет вещей: взаимодействие реального мира и приложений

Ожидается, что объем рынка IoT ("интернет вещей", от английского Internet of Things, IoT– концепция вычислительной сети физических предметов, "вещей") вырастет с 2,7 трлн. долл. США (4,9 млрд. подключенных устройств) в 2015 году до почти 7,1 трлн. долл. США (20,4 млрд. подключенных устройств) в 2020 году. При этом датчики становятся все меньше, дешевле, эффективнее, а их вычислительная мощность растет.

Автострахование – одна из тех сфер, на которую возможности интернета вещей будут оказывать самое существенное воздействие.

Использование этих технологий позволяет снизить риски для водителей, и дать им ценовые преференции:

  • постоянный мониторинг стиля вождения и его безопасности позволяет дать клиенту более правильный тариф за счет более точной оценки рисков и их минимизации
  • более персонализированное и более частое взаимодействие с застрахованными повышает клиентскую лояльность, и как следствие – и уровень перезаключения договоров, и продажи дополнительных продуктов или опций (например, полисов ДСАГО при заключении договора обязательного страхования)
  • более оперативная обработка претензий посредством автоматически получаемых данных о повреждениях автомобиля, предоставляемых датчиками интернета вещей

Интернет вещей уже начинает завоевывать наш рынок автострахования через использование технологий телематики.

Совсем скоро продвинутые страховые продукты будут модицифроваться под текущие потребности клиента, например страховку можно будет "отключить" на время, когда клиент, уезжает в отпуск или командировку, а его автомобиль стоит в гараже без использования.

Этот тренд дает возможность заглянуть в ближайшее будущее рынка ОСАГО: гибкое ценообразование, индивидуализация страховых продуктов и покрытия, удобное онлайн-управление опциями и набором продуктов.

К сожалению, в украинских реалиях это пока не самый актуальный вопрос. Мы наблюдаем стабильный рост количества незастрахованных автовладельцев: только количество регламентных выплат в 1 кв. 2017 года почти вдвое больше, чем за 1 кв. 2016 года. А регламентные выплаты отражают лишь небольшую часть ситуации с незастрахованными – только с теми, кто стал виновником ДТП.

Сейчас и Моторному Бюро, и страховщикам приходится пропагандировать не столько продвинутые модели автострахования, сколько элементарную необходимость каждому автовладельцу иметь действующий полис ОСАГО; или хотя бы проверить бланк полиса с помощью нашего сайта на предмет возможных фальсификаций или мошенничества. Мы рассчитываем, что и здесь нам помогут современные IT-решения: идет работа над интеграцией ЦБД МТСБУ и баз Нацполиции и Госпогранслужбы, что позволит проводить проверку наличия полисов обязательного страхования и выявлять подделки сразу в автоматическом режиме.

Автор: Владимир Шевченко

Источник: Корреспондент

Фінанси і медична страховка

Однією з вимог, що висувається для безвізових подорожей, є наявність у подорожанина достатньої кількості коштів для перебування на території ЄС і повернення на батьківщину. Яким чином цей аспект перевіряє прикордонник?

Найбільш простий метод – це попрости особу, яка проходить паспортний контроль, показати готівкові кошти у достатній кількості. Однак ми розуміємо, що не завжди можливо і безпечно перевозити велику кількість грошей готівкою, тож ми також акцептуємо пред'явлення банківських, зокрема, кредитних карток. Варто наголосити, утім, що ми повинні бути певні, що на картці достатньо грошей, або кредитна картка має достатній ліміт витрат. I якщо виникають сумніви, наприклад, щодо інших документів також, ми можемо супроводити особу до банкомата і просити її зняти суму "ікс", щоб побачити, що особа зможе знімати готівкові кошти під час подорожі. Тобто така ситуація може статися, треба бути до неї готовим.

А дорожні чеки приймаються як підтвердження?

Вони вже не такі популярні, як раніше, але, звичайно, вони акцептуються.

Якщо українець не має достатньо готівки у євро та не має банківської карти, але його перебування, скажімо, у Німеччині фінансово забезпечить запрошуюча сторона – наприклад, друг чи родич. Підтвердженням цьому і буде фінансове зобов'язання, про яке ви згадували і яке можна отримати у відомстві у справах іноземців?

Саме так. У цьому випадку пред'являється фінансове зобов'язання запрошуючої сторони.

Якщо йдеться про готівкові кошти, то особа має підтвердити наявність у неї для Німеччини 45 євро на день. Iнші країни вимагають інші суми, як от Нідерланди – 34 євро на день, Латвія – 14 євро на день. Якщо доросла особа подорожує з дітьми, то чи потрібно пред'являти відповідну суму й на них? Також і на немовлят?

Ці суми, про які ви говорите, є орієнтовними. Оскільки маленькі діти зазвичай можуть безкоштовно ночувати у готелях, а також потребують під час подорожі менше витрат, ніж дорослі, то у даному випадку можливі відхилення від названих сум. Загально щодо оцінки фінансового забезпечення подорожі діє правило, що наявні кошти повинні без сумніву гарантувати забезпечення усієї родини під час подорожі.

Чи відбиратимуться у подорожуючих відбитки пальців рук? Для чого це взагалі робиться?

На даний час відібрання відбитків пальців рук пов'язується з видачею візи. Це робиться для того, щоб встановити ідентичність особи, яка проходить паспортний контроль, тій особі, якій видана віза. Під час безвізової подорожі відібрання відбитків не передбачається. Однак боятися цієї процедури у жодному випадку не треба!

Чи повинен турист пред'являти поліс медичного страхування?

Як ви розумієте, це завжди проблема, якщо особа, яка в'їжджає на територію ЄС, захворює і має звернутись до медичного закладу. За такої перспективи виникає загроза того, що коштів, розрахованих на поїздку, може не вистачити. Саме тому ми маємо бути переконані, що якщо особа потребуватиме медичної допомоги, вона, так би мовити, буде ліквідною для оплати рахунку лікаря чи лікарні. Тож поліс медичного страхування, розрахований на закордонні подорожі, має важливе значення.

Такий поліс подорожуючий може отримати і в Україні, ми не вимагаємо укладення договору медичного страхування в Німеччині.

90 днів протягом 180-ти. Iнакше – санкції

Перебувати на території країн Шенгенської зони без візи можна буде не більше 90 днів протягом періоду у 180 днів. Як це працює? Як прикордонник вираховує ці 90 днів?

Якщо українці уже зараз планують вперше відвідати якусь з країн так званої Шенгенської зони і провести у ній, наприклад, три тижні у відпустці, а потім не планують подорожувати, то їм перейматись щодо цього питання не треба. Якщо ж вони мають намір доволі часто відвідувати країни Шенгену, наприклад, Німеччину, то вони мають більш детально вивчити це питання, оскільки воно не зовсім просте, якщо не стикатись з ним щоденно, як ми.

Щоб приблизно собі уявити, про що ідеться, можна від тієї дати, коли особа перетинає кордон країни Шенгенської угоди, відрахувати назад 180 днів. I як раз за цей період не можна виходити за межі дозволених 90 днів перебування. При цьому дні в'їзду та виїзду зараховуються до цих 90 днів.

Де саме діє цей принцип? Він стосується перебування у будь-якій країні Шенгенської угоди чи тільки однієї країни?

Цей принцип діє для всієї Шенгенської зони, тобто по всій зоні у Європі, куди українці можуть безвізово подорожувати. Наприклад, особа, яка провела 80 днів в Iталії, а потім їде до Німеччини, може перебувати тут тільки решту 10 днів.

Якісь санкції за порушення цього правила загрожують? Коли вони можуть бути застосовані – при в'їзді до ЄС чи уже під час проходження паспортного контролю на виїзді?

Якщо при перетині кордону на в'їзд буде встановлено, що подорожанин перевищив строк перебування у 90 днів протягом періоду у 180 днів, то у в'їзді йому буде відмовлено.

Якщо ж порушення цього правила буде встановлено, коли особа залишатиме країну останнього перебування, наприклад, Німеччину, то федеральна поліція має відкрити провадження, яке буде передане прокуратурі. Як наслідок – може бути порушена кримінальна справа, яку розглядатиме суд.

Тобто таким чином, перевищуючи строк перебування у 90 днів, особа вчиняє злочин? А якщо йдеться про порушення цього строку буквально на день-два?

У будь-якому випадку йдеться про вчинення кримінального правопорушення. Тож треба обов'язково на це зважати! Якщо такий факт встановлено, співробітник поліції має право на стягнення так званого забезпечення, тобто готівкових коштів, які пізніше покриють витрати на процес та можливий штраф.

Джерело: dw.com